Аортокоронарное шунтирование (АКШ)

Это информация для тех, кто планируют пройти аортокоронарное шунтирование (АКШ) .
АКШ является стандартной процедурой, операцией для лечения ишемической болезни сердца. Кровеносные сосуды груди, ноги или руки используются для обхода суженной или закупоренной коронарной артерии.

Вы встретитесь с хирургом прежде  для проведения вашей процедуры, чтобы обсудить ваш индивидуальный медицинский план лечения. Этот план может отличаться от того, что описано здесь, так как будет вашим  индивидуальным.

Примерная стоимость АКШ в странах Восточной Европы (в т.ч. Украины), Турции в пределах 7500 -9200 USD (включая пребывание в клинике и медикаменты).

Об аортокоронарном шунтировании

Коронарные артерии кровеносных сосудов снабжают сердце кислородом и питательными веществами. Если у Вас  ишемическая болезнь сердца, они сужаются или блокируются. Это может привести к кислородному голодания вашего сердца, что в свою очередь приводит к стенокардии (ощущение боли в груди, чувство стеснения и одышка). Боль или дискомфорт иногда распространяется на другие части тела, например, руки.
Операции АКШ направлена ​​в обход закупоренных артерий для увеличения притока крови к сердечной мышце. Новые кровеносные сосуды (пересадка) трансплантируются от вашей аорты (главной артерии, выходящей из сердца) до точки блокировки  в коронарной артерии. Ваш трансплантат (ы) может быть создан из кровеносных сосудов (артерий и вен), взятых из вашей грудной клетки, ноги или руки.
АКШ не вылечит ишемической болезни сердца, так что возможно, что закупорка может вновь произойти либо в трансплантатах, либо в других коронарных артериях. Операция помогает управлять своими симптомами. Вам нужно будет изменить образ жизни, чтобы предотвратить ухудшение своего состояния.

Каковы альтернативы АКШ?

Есть несколько альтернативных процедур. Некоторые примеры приведены ниже.
— лекарственные средства – такие как блокаторы кальциевых каналов, бета-блокаторы, статины и антитромбоциты – могут улучшить симптомы или предотвратить ухудшение  вашего состояния.
— коронарная ангиопластика — пластиковая трубка-катетер (в паху или на запястье), которая используется, чтобы открыть суженные артерии так, чтобы кровь проходила более легко к сердечной мышце. Стент (маленькая металлическая трубка) может быть использован, чтобы помочь сохранить артерии открытым.
Ваше лечение будет зависеть от состояния вашего коронарных артерий. Ваш врач посоветует вам, какое лечение является наиболее подходящим для вас.

Подготовка к АКШ

Ваш врач объяснит, как подготовиться к операции. Например, если вы курите, вам будет предложено бросить, так как курение увеличивает риск заболевания грудной клетки и раневой инфекции, которая может замедлить выздоровление.
Вы проведете около недели в больнице. Операция обычно проводится под общим наркозом. Это означает, что вы будете спать во время операции.
Вам будет предложено следовать инструкциям. Это означает, что вы не должны есть или пить, как правило, около шести часов до операции. Очень важно следовать советам вашего хирурга.
Ваш врач обсудит с вами, что случится до, во время и после процедуры, и предупредит о любых болезненных ощущениях, которые вы могли бы иметь. Это ваша возможность понять, что произойдет, и вы можете помочь себе путем подготовки вопросов, чтобы спросить о рисках, преимуществах и каких-либо альтернативных процедурах. Это поможет вам быть информированным, так что вы можете дать свое согласие на процедуру, чтобы идти вперед, что вас могут попросить сделать путем подписания формы согласия.
Вас могут попросить надеть компрессионные чулки для предотвращения сгустков крови в венах на ногах. Возможно, вам придется принять инъекции препятствующего свертыванию крови лекарства под названием гепарин, а также носить компрессионные чулки.

Об операции

Эта процедура может занять до четырех часов.
Ваш хирург сначала подготовит трансплантат. Для взятия кровеносных сосудов с ваших ног ваш хирург может сделать разрез по внутренней стороне ноги, между лодыжкой и в паху, чтобы достичь вены. Иногда в качестве трансплантата используются артерии в предплечье, и ваш хирург делает разрез от запястья до локтя, чтобы взять сосуды.
Чтобы добраться до вашего сердца, хирург сделает разрез около 25 см (10 дюймов) в длину посередине грудины и откроет грудную клетку.
Ваш врач может пересадить новые трансплантаты в то время, как ваше сердце все еще бьется. Однако, и это происходит чаще, чтобы временно остановить сердце и отвлечь кровь от сердца и легких, используется байпас-прибор. Он  помогает насыщать вашу кровь кислородом и поддерживает циркуляцию крови во время операции.
После того, как трансплантаты будут присоединены, ваше сердце будет перезапущено. Ваша грудная клетка будет закрыта, а на кожу будут наложены швы из растворимых ниток.

Хирургия замочной скважины

АКШ можно сделать с помощью хирургии замочной скважины.
Для забора кровеносных сосудов с ваших ног хирург может сделать небольшие разрезы рядом с вашим коленом и провести специальные инструменты через разрезы, чтобы взять вены. Ваш врач будет смотреть на монитор, чтобы видеть все, что происходит внутри ноги. Эта хирургия замочной скважины называется эндоскопическим забором вен.
Чтобы добраться до вашего сердца, хирург сделает два или три небольших разреза на груди и проведет сквозь них специальные инструменты для выполнения операции. Ваш врач будет смотреть на монитор, чтобы видеть то, что происходит в середине вашей грудной клетки.
Хирургия замочной скважины не подходит для всех — ваш хирург сообщит вам, если это приемлемо для вас.

Чего ожидать после?

После проведенной операции вы будете доставлены в отделение интенсивной терапии и будет внимательно наблюдаться на протяжении примерно 24 часов, прежде чем вернуться в свою палату.
Когда вы проснетесь, то будете подключены к компьютерам, которые будут вести мониторинг деятельности вашего сердца, легких и других систем организма.
Вас может беспокоить боль и дискомфорт, так как анестетик прекратит свое действие.
Вы можете иметь катетер для отведения мочи из мочевого пузыря в сумку. Вы можете также иметь выходящие из раны трубки – они помогают слить жидкость в другую сумку и обычно удаляются через день или два.
Вы также можете носить компрессионные чулки на ногах, чтобы помочь поддержать кровообращение. Вам будет предложено пробовать встать с кровати и передвигаться, так как это помогает предотвратить инфекции груди и сгустки крови в ногах.
Физиотерапевт (врач, который специализируется на сохранении и улучшении движения и мобильности), как правило, будет заходить к вам в гости каждый день, чтобы разработать и научить вас упражнениям, которые могут помочь вашему выздоровлению.
Когда вы будете готовы пойти домой, вам нужно договориться с кем-то, кто сможет отвезти вас домой. Постарайтесь, чтобы этот друг или родственник оставался приглядывать за вами в течение первой недели или двух.
Ваша медсестра даст вам несколько советов по уходу за заживлением ран, прежде чем вы отправитесь домой. Вам могут назначить дату для последующего осмотра врачом.
Со временем швы, наложенные вам на грудь, растворятся – обычно это происходит в течение шести недель.

Восстановление после АКШ

Если вас будут беспокоить боли, вам будет назначен болеутоляющий препарат, такой как парацетамол или ибупрофен. Обязательно ознакомьтесь с инструкцией, вложенной в упаковку лекарства, перед его употреблением, или спросите совета у фармацевта.
Ваша грудная клетка должна зажить в срок примерно от шести до восьми недель, но полное восстановление может занять до трех месяцев. Не поднимайте тяжелых предметов и не делайте никакой работы, связанной с физической нагрузкой, до полного выздоровления. Ваш врач даст вам советы о том, как скоро вы сможете вернуться к работе.
Следуйте советам своего хирурга о вождении. Вы не должны управлять транспортным средством, пока не уверены, что вы могли бы выполнить аварийную остановку, не испытывая дискомфорта. Если вы водите машину, грузовик или автобус, необходимо уведомить соответствующие органы о том, что вы не сможете водить в течение трех месяцев.


Каковы риски?

КШ обычно проводится в целом безопасно. Тем не менее, для того, чтобы принять обоснованное решение и дать свое согласие, вы должны быть осведомлены о возможных побочных эффектах и риске осложнений.


Побочные эффекты

Это нежелательный, но в основном временный эффект успешной процедуры, например, чувствовать слабость после общей анестезии. Побочные эффекты АКШ включают в себя:
— болезненность, припухлость и кровоподтеки вокруг заживления раны — это может длиться до месяца
— рубцы — вы будете иметь шрамы, они будут заметными первое время, но обычно исчезают с течением времени

Осложнения

Иногда проблемы возникают во время или после процедуры. Возможные осложнения любой операции включают неожиданные реакции на анестезию, инфекции, кровотечения или развития тромбов, обычно в вене в ноге (тромбоз глубоких вен).
Специфические осложнения АКШ редки, но могут включать в себя сердечный приступ, инсульт или смерть — впрочем, важно учитывать, что, не проводя операции или альтернативного лечения, существует гораздо более высокий риск столкнуться с этими проблемами.
Если вы остановились на хирургии замочной скважины, то есть веротяность того, что хирург во время процедуры решит перейти на открытую операцию, если будет существовать риск того, что операция не может быть завершена безопасно.
Все риски являются специфическими и отличаются для каждого человека, поэтому мы не включили в статистику некоторое из того, что может произойти. Спросите у хирурга, который объяснит вам, какие риски подстерегают конкретно вас.

Эта процедура требует общей анестезии, общий наркоз выполняется анестезиологом, байпас-процедура проводится  перфузиологом. Анестезиолог и перфузиолог тесно сотрудничают, так как их работа имеет много общего. Вы будете иметь возможность задать столько вопросов, сколько вы пожелаете спросить, прежде чем согласиться на операцию

 

Стоимость

Цена АКШ (CABG) операции в Восточной Европе, таких странах как Польша, Украина, Прибалтика — будет примерно от 7500 EUR до 14 000 EUR. Такая стоимость обычно включает в себя пребывание в клинике, стоимость расходных материалов и медикаментов.

This factsheet is for people who are having a coronary artery bypass graft (CABG), or who would like information about it.

CABG is surgery to treat coronary heart disease. A blood vessel is taken from the chest, leg or arm and used to bypass a narrowed or blocked coronary artery.
You will meet the surgeon carrying out your procedure to discuss your care. It may differ from what is described here as it will be designed to meet your individual needs.

About CABG

The coronary arteries are blood vessels that supply your heart with oxygen and nutrients. If you have coronary heart disease, they are narrowed or blocked. This can starve your heart of oxygen, which causes angina (the feeling of chest pain, chest tightness and breathlessness). The pain or discomfort sometimes spreads to other parts of the body, for example, the arms.
CABG surgery aims to bypass the blocked arteries to increase the blood flow to the heart muscle. A new blood vessel (a graft) is attached from your aorta (the main artery leaving your heart) to a point in the coronary artery beyond the blockage. Your graft(s) can be created from blood vessels (arteries or veins) taken from your chest wall, leg or arm.
CABG won’t cure coronary heart disease so it’s possible that blockages may re-occur either in the grafts or in other coronary arteries. The operation helps to manage your symptoms. You will need to make lifestyle changes to help prevent your condition from getting worse.

What are the alternatives to CABG?

There are several alternative treatments available. Some examples are listed below.
Medicines, such as calcium channel blockers, beta-blockers, statins and anti-platelets may improve your symptoms or prevent your condition from getting worse.
coronary angioplasty – a plastic tube called a catheter is inserted into a blood vessel (either in your groin or your wrist) and used to open up the narrowed arteries so that blood flows more easily to the heart muscle. A stent (a small metal tube) may be used to help keep the artery open.
Your treatment will depend on the condition of your coronary arteries. Your surgeon will advise you which treatment is most suitable for you.

Preparing for your CABG

Your surgeon will explain how to prepare for your operation. For example, if you smoke you will be asked to stop, as smoking increases your risk of getting a chest and wound infection, which can slow your recovery.
You will spend about a week in hospital. The operation is usually done under general anaesthesia. This means you will be asleep during the operation.
You will be asked to follow fasting instructions. This means not eating or drinking, typically for about six hours beforehand. However, it’s important to follow your surgeon’s advice.
Your surgeon will discuss with you what will happen before, during and after your procedure, and any pain you might have. This is your opportunity to understand what will happen, and you can help yourself by preparing questions to ask about the risks, benefits and any alternatives to the procedure. This will help you to be informed, so you can give your consent for the procedure to go ahead, which you may be asked to do by signing a consent form.
You may be asked to wear compression stockings to help prevent blood clots forming in the veins in your legs. You may need to have an injection of an anticlotting medicine called heparin as well as, or instead of, wearing compression stockings.

About the operation

The procedure may take up to four hours.
Your surgeon will first prepare the graft. To remove a blood vessel from your leg, your surgeon may make a cut along the inside of your leg, between your ankle and groin to reach the vein. Sometimes an artery in your lower arm is used as a graft, and your surgeon will make a cut from your wrist to your elbow to remove the vein.
To reach your heart, your surgeon will make a cut about 25cm (10 inches) long, down the middle of your breastbone (sternum) and open your chest.
Your surgeon may attach the new grafts while your heart is still beating. However, it’s more common to temporarily stop the heart and divert the blood to a heart-lung (bypass) machine. This helps to keep your blood oxygenated and maintains your blood circulation during the operation.
The grafts will be attached and your heart will be restarted. Your breastbone will be rejoined using wires and the skin on your chest will be closed, often, with dissolvable stitches.

Keyhole surgery

CABG can be done using keyhole surgery.
To remove the blood vessel from your leg, your surgeon may make small cuts near your knee and pass special instruments through the cuts to take the vein. Your surgeon will look at a monitor to see inside your leg. This keyhole technique is called endoscopic saphenous vein harvesting.
To reach your heart, your surgeon will make two or three small cuts on your chest and pass special instruments through the cuts to perform the operation. Your surgeon will look at a monitor to see inside your chest.
Keyhole surgery isn’t suitable for everybody – your surgeon will advise you if it’s appropriate for you.
What to expect afterwards
After your operation, you will be taken to the intensive care unit (ICU) and will be closely monitored for about 24 hours before you go back to your ward.
When you wake up you will be connected to machines that record the activity of your heart, lungs and other body systems. These might include a ventilator machine to help you breathe.
You may need pain relief to help with any discomfort as the anaesthetic wears off.
You may have a catheter to drain urine from your bladder into a collection bag. You may also have tubes running out from the wound. These (chest tubes) drain fluid into another bag and are usually removed after a day or two.
You may also be wearing compression stockings on your legs to help maintain circulation. You will be encouraged to get out of bed and move around as this helps prevent chest infections and blood clots in your legs.
A physiotherapist (a health professional who specialises in maintaining and improving movement and mobility) will usually visit you every day to guide you through exercises designed to help your recovery.
When you’re ready to go home, you will need to arrange for someone to drive you home. Try to have a friend or relative stay with you for the first week or two.
Your nurse will give you some advice about caring for your healing wounds before you go home. You may be given a date for a follow-up appointment.
The wires holding your breastbone together are permanent. The length of time your dissolvable stitches will take to disappear depends on what type you have. For this procedure, they should usually dissolve in about six weeks.

Recovering from CABG

If you need pain relief, you can take over-the-counter painkillers such as paracetamol or ibuprofen. Always read the patient information leaflet that comes with your medicine and if you have any questions, ask your pharmacist for advice.
Your breastbone should take about six to eight weeks to heal but it can take up to three months to recover fully. Don’t lift heavy objects or do any strenuous activity until the breastbone has fully healed. Your surgeon will give you advice about how soon you can return to work.
Follow your surgeon’s advice about driving. You shouldn’t drive until you’re confident that you could perform an emergency stop without discomfort. If you drive a lorry or a bus you need to notify the DVLA about your operation and you will be disqualified from driving for three months. You will need to take an exercise test before you are allowed to drive again.

What are the risks?

CABG is commonly performed and generally safe. However, in order to make an informed decision and give your consent, you need to be aware of the possible side-effects and the risk of complications.

Side-effects

These are the unwanted but mostly temporary effects of a successful procedure, for example feeling sick as a result of the general anaesthetic. Side-effects of CABG include:
soreness, swelling and bruising around your healing wound – this can last up to a month scarring – you will have permanent scars, they will be pink and noticeable at first, but usually fade over time

Complications

This is when problems occur during or after the procedure. Most people are not affected. The possible complications of any operation include an unexpected reaction to the anaesthetic, infection, excessive bleeding or developing a blood clot, usually in a vein in the leg (deep vein thrombosis, DVT).
Specific complications of CABG are rare but can include a heart attack, stroke or death – however, it’s important to consider that having no treatment, or an alternative treatment, may have a higher risk.
If you have keyhole surgery, there’s a chance your surgeon may need to convert to open surgery if it’s impossible to complete the operation safely using the keyhole technique.
The exact risks are specific to you and differ for every person, so we have not included statistics here. Ask your surgeon to explain how these risks apply to you.

This procedure will require a general anaesthetic and bypass the general anaesthetic is performed by the anaesthetist, bypass procedure is carried out buy a perfusionist. The anaesthetist and perfusionist work closely as their job shares many similarities. You will have the opportunity to ask as many questions as you need to ask before you continue will the surgery.